Переход на «1С: Зарплата и Управление Персоналом» - очевидное преимущество для кредитных организаций

Андрей Левин, генеральный директор компании Antegra consulting
Программы семейства 1С:Предприятие все чаще встречаются в кредитных организациях при условии, что фирма 1С выпускает учетные системы в основном для хозрасчетных и бюджетных организацией. Самые популярные продукты 1С, используемый кредитными организациями, это прикладные решения для расчета зарплаты и управления персоналом.
Еще 20 лет назад конфигурация «1С:Зарплата и Кадры» платформы «1С:Предприяие 7.7» внедрялась в банках, и есть кредитные организации, которые до сих пор ее используют в работе. Это обусловлено тем, что для своих решений 1С своевременно выпускает обновления, связанные с изменениями в законодательстве, на рынке труда много специалистов по 1С (как программистов, так и пользователей), систему можно адаптировать под требования бизнеса и стоимость поддержки не высока. На данный момент порядка 50% банков для расчета зарплаты используют решения фирмы 1С. Причем среди крупных банков, с численностью персонала порядка 15000-20000 сотрудников, много пользователей «1С: Зарплата и Управление Персоналом».
До выпуска релиза 3.0 программы «1С: Зарплата и Управление Персоналом», в принципе, банки могли удовлетвориться типовой конфигурацией, т.к. в программе присутствовал план счетов, который можно было заполнить 20-значными счетами, настроить шаблоны проводок с использованием этих счетов и получать отчеты с проводками по банковскому плану счетов рассчитанной зарплаты и взносов. Далее, если проводок не много, руками можно перенести данные в АБС, если много, то настроить выгрузку в файл для дальнейшей загрузки в банковскую систему.
С редакции 3.0 фирма 1С поменяла логику получения проводок по рассчитанной зарплате: теперь проводки можно получить только при интеграции с «1С:Бухгалтерия 8», которая предназначена для хозрасчетных компаний (или аналогичная связка программ для бюджетных организаций). С редакции 3.0 в программе нет никакого плана счетов, нет шаблонов проводок и никаким отчетом нельзя получить что-то напоминающее мемориальный ордер. Кроме того, ЦБ выпустил постановление 465-П, которое внесло специфику в расчет зарплаты в кредитных организациях так, что функционал программ по автоматизации расчета зарплаты, предназначенных для хозрасчетных компаний, перестал полностью удовлетворять кредитные организации.

Благодаря данным событиям на рынке появились отраслевые решения для кредитных организаций на базе «1С: Зарплата и Управление Персоналом», которые смогли удовлетворить потребности банков формировать проводки для АБС и осуществлять расчеты в соответствии с требованиями положения 465-П.
Как осуществляется переход
Стандартный проект внедрения отраслевого решения по расчету зарплаты в кредитных организациях на базе «1С: Зарплата и Управление Персоналом» состоит из следующих этапов:
1
Инсталляция системы
2
Моделирование процессов банка в типовой конфигурации для выявления пожеланий к функционалу программы
3
Описание недостающих функциональных требований
4
Разработка инструментария переноса данных
5
Разработка недостающего функционала, включая интеграционного
6
Разработка инструкций
7
Обучение пользователей
8
Подготовка к опытной эксплуатации
чистовой перенос данных и настройка системы для опытной эксплуатации
9
Опытная эксплуатация
параллельный учет в двух системах
10
Промышленная эксплуатация
передача системы на поддержку
В зависимости от масштаба банка и уровня удовлетворённости типовым функционалом некоторые этапы могут отсутствовать. Например, если банк полностью удовлетворяет отраслевое решение, то нет необходимости проводить моделирование, описывать и реализовывать недостающий функционал. Также пользователям типового функционала не нужно разрабатывать отдельные пользовательские инструкции, так как поставляемой с программой документации вполне достаточно.
Но могут и появляться дополнительные этапы, такие, как унификация видов расчета заработной платы. Данные работы могут потребоваться, когда банк, переходя на новую систему, собирается расчет зарплаты перевести из филиалов в головной офис.
Переход на «1С: Зарплата и Управление Персоналом» кредитные организации осуществляют с различных систем: и со старых версий и редакций программ «1С:Предприятие», и с программ различных других производителей. Но не зависимо от программы, принцип перехода для всех систем схож: переносится срез данных на дату начала эксплуатации новой системы, т.е. переносятся только необходимые данные, чтобы начать работать с новой системой (ниже эти данные будут перечислены). Первое желание пользователей — перенести всё из заменяемой системы, чтобы отказаться от старой системы и больше к ней не обращаться. В основном это связано с удобством, в каких-то случаях, с финансовым вопросом — отказаться от оплаты лицензий заменяемой системы. Но на нашем опыте, в итоге, организации отказываются от идеи перенести все исторические данные, так как всегда можно оставить архив старой системы с доступом к базе данных. Если все же перенос всех данных обязателен и другие варианты не рассматриваются, то мы предлагаем сначала перейти на новую систему, перенеся срез данных, а потом уже реализовать проект переноса всех остальных исторических данных. При чем эти данные можно перенести не в ту же информационную базу (увеличение объема базы сказывается на производительности), а создать специально отдельную информационную базу с историческими данными в программе «1С: Зарплата и Управление Персоналом».
Что загружается в новую информационную базу отраслевого решения для банков, разработанного на базе «1С: Зарплата и Управление Персоналом», при переносе среза?
Актуальная информация на дату начала эксплуатации новой системы:
1
Список только работающих в организации сотрудников на дату среза, т.е. ни по одному уволенному сотруднику данные не переносятся
2
Штатная расстановка актуальная на дату среза без истории изменения
3
Необходимая справочная информация (реквизиты организации, филиалы, подразделения, должности, территории, кадровая и учетная информация по сотрудникам и т.д.)
4
Плановые начисления сотрудников
5
Кадровая история для формирования формы Т-2 (только реквизиты кадровых документов)
6
Остатки отпусков в разрезе лет
7
Вся необходимая информация для расчета среднего заработка
8
Взаиморасчеты с сотрудниками на дату среза
9
Если переход осуществляется не с начала года, то еще данные, необходимые для корректного расчета НДФЛ и взносов и формирования регламентированной отчетности с начала года. При этом до даты среза в новой системе нельзя будет сформировать ни расчетные листки, ни расчётные ведомости – эти данные пользователи смогут брать из архива заменяемой системы.
10
Счета банковского плана счетов, участвующие в проводках по расчету зарплаты и взносов
11
Остатки обязательств по отпускам по каждому сотруднику. Причем чаще всего остатки обязательств по отпускам не переносятся, а рассчитываются в новой системе, так как:
а) в системе есть остатки отпусков
б) система может сделать расчет среднего заработка и посчитать суммы обязательств и суммы взносов с них, и если остатки, полученные расчетным путем в новой системе, отличаются от остатков в бухгалтерской ведомости, то корректируют остатки в АБС
12
Остатки краткосрочных и долгосрочных обязательств по премиям в разрезе сотрудников и видов премий
После переноса и выверки перечисленной информации банк может приступить к работе в новой программе. Но так как были перенесены не все данные, в первые месяцы эксплуатации системы могут возникать сложности.
Подводные камни при переносе среза данных
Обычно, после переноса и проверки перенесенных данных, 1-3 месяца проводится параллельный учет в двух системах (этап опытной эксплуатации), чтобы выявить ошибки переноса данных, которые не удалось выявить при тестировании, и сравнить результаты расчетов двух систем. Кроме ошибок переноса данных могут быть выявлены ошибки заменяемой системы и расхождения в алгоритмах (самый простой пример – различия в алгоритме округления: сначала округлили, потом сложили или сначала сложили, потом округлили). Если выявлена ошибка переноса данных, то корректируются данные во внедряемой системе. Если выявлены ошибки заменяемой системы или расхождения в алгоритмах, то пока заменяемая система будет являться первичной, необходимо в новую систему переносить результаты заменяемой системы – пока заменяемая система первична – данные в обеих системах должны совпадать, даже если это наследственные ошибки заменяемой системы.

Ко всему прочему, пользователи в первые месяцы эксплуатации могут столкнуться с проблемой отсутствия документов прошлых периодов в системе, так как переносился только срез. Это может создать сложность, если потребуется, к примеру, продлить больничный. Системе для продления больничного нужно указать какой больничный продлеваем, а его в системе нет. В этом случае нужно будет руками ввести такой больничный и его указать в документе, продлевающем больничный лист. Также может потребоваться корректировка расчетов прошлых периодов. В этом случае потребуется самостоятельно рассчитать сумму и внести ее руками в систему.
Любые отмены и переносы больничных, командировок, отпусков, которые были оформлены в прошлых периодах до даты опытной эксплуатации, потребуют ручного ввода корректируемых документов и самостоятельного расчета сумм.
Но данные ручные корректировки потребуются только первые 1-2 месяца. Как правило, в этот период идет параллельный учет, все новые значения, возникшие из-за корректировок, которые необходимо указать в новой программе, можно взять из расчетов заменяемой системы.
Если таких корректировок много, то создаются специальные механизмы, которые создают в системе требуемые документы и загружают требуемые суммы из заменяемой системы.
В процессе эксплуатации программы могут возникать другие нестандартные ситуации, и с ними помогают в рамках консультационной поддержки пользователей.